Забудьте, как вы учились в школе, колледже или вузе — взрослые учатся иначе. Ключевое отличие взрослых от детей и подростков — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослого есть опыт, через который фильтруется новая информация. А также — особое отношение к настоящему с рядом ограничений: взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких. Взрослый иначе строит планы: у него есть видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Поэтому ваша траектория развития должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.
Первое, что необходимо понять, — то, как учитесь именно вы. Для этого советуем проделать следующие упражнения.
- Вспомните весь свой образовательный опыт и выберите из него моменты, когда вы чувствовали себя максимально уверенно, учились с удовольствием и чувствовали пользу.
- Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Поищите и найдите какую-то закономерность.
Совет: обращайте внимание не только на процесс обучения, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Попробуйте оценить, как повлияли все эти жизненные составляющие на ваш опыт обучения.
Выпишите все позитивные компоненты образовательного опыта — это ваша идеальная среда для обучения. Пробуйте ее воссоздавать. В отдельный столбик выделяйте все негативные моменты — это ваша худшая среда обучения.
Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. И обязательно подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.
Простраивайте связи между своим опытом и изучаемым материалом: на что похожа новая информация? Как ее можно использовать в вашей работе? Также советуем начать исследование новой области знаний с составления плана. Он включает следующие пункты:
· Ограничения. У материала должны быть границы. Выучить весь китайский язык сразу невозможно, разговорные фразы — реально.
· Время. Нужно определить четкие временные рамки. Например, дважды в неделю по часу строго с 19:00 по 20:00.
· Материалы и методы. Не нужно хвататься за все. Необходимо выбрать несколько ключевых ресурсов и методов их познания.
Фокусируйтесь. Чтобы усвоить новые знания нужна концентрация. Регулярно откладывая учебу, можно в итоге совсем ее забросить. Подумайте, почему вам тяжело или не хочется учиться? Часто нежелание приступить к действиям связано с неприятными эмоциями. Если скучная задача (например, домашнее задание) не вдохновляет, попробуйте пообещать себе награду за приложенные усилия.