УЧЕБА

Школьники участвуют в олимпиадах, но не верят в честность результатов

15.01.2020
Школьным олимпиадам не хватает прозрачности и обратной связи по выполненным заданиям. Таков один из выводов масштабного опроса, который провело Министерство просвещения среди детей и взрослых.
Итоги исследования опубликовало издание Edutainme. Опрос проводился онлайн среди жителей 20 регионов России. Всего в нем приняли участие более 4 тысяч школьников, 3,7 тыс. родителей и почти 1,5 тыс. учителей. В рамках исследования также были опрошены фокус-группы учеников, учителей и родителей в Дубне, Нижнем Новгороде и Краснодаре.
Что такое Всероссийская олимпиада школьников?
Всероссийская олимпиада школьников — это серия интеллектуальных испытаний, которые проходят на всей территории страны с сентября по апрель в несколько этапов. Первый этап — школьный, в нем участвуют все желающие с 4 по 11 класс. Победители и призеры этого этапа старше 7 класса могут участвовать в муниципальном этапе. Следующий этап — региональный, в нем участвуют школьники с 9 по 11 класс. Победители и призеры региональных этапов состязаются на заключительном этапе олимпиады. Победители и призеры финального состязания получают возможность поступить на бюджетное место в профильный вуз без экзаменов.
Главный инициатор участия в олимпиаде — сам ребенок
Среди опрошенных в олимпиадах участвовали 86% детей, около 50% пробовали свои силы на Всероссийской олимпиаде школьников. Чаще всего, почти в двух третях случаев, дети сами принимают решение о том, участвовать ли им в олимпиаде. Дети идут на олимпиаду, даже когда не сильно интересуются предметом, если хотят оправдать доверие педагога, либо когда он помогает им поверить в свои силы. В трети случаев именно учитель принимает решение об участии ученика в олимпиаде.

Родители как правило, поддерживают решение ребенка, но не настаивают на участии. Взрослые опасаются, что подготовка к олимпиаде помешает освоению обычной школьной программы.
Олимпиада: страшно, недосягаемо
В ходе опроса фокус-групп выяснилось, что дети отказываются от участия в олимпиаде из-за страха поражения: часто сами учителя говорят о сложности олимпиадных заданий и создают у детей ощущение, что если они не отличники, то не стоит и пытаться, что «олимпиады — это страшно». Массовый онлайн-опрос показал, что треть респондентов считает, что олимпиада — мероприятие «не для всех».

Среди причин, которые мешают школьникам участвовать в олимпиадах, — дополнительная учебная нагрузка, волнение и стресс. Кроме того детям не хватает мотивации, вроде наград за переход на следующий этап: ведь ощутимые преференции они могут получить лишь на финальном этапе.

Родители уверены, что успеха на олимпиаде может добиться одаренный разносторонне развитый ребенок, который занимается сверх школьной программы. В фокус-группах взрослые отмечали, что победа на всероссийском уровне «недосягаема».

Несмотря на сложность заданий и трудность подготовки, дети все же заинтересованы в олимпиадах и победах в них: они позволяют школьнику почувствовать себя особенным, принять участие в общем деле и «утереть нос отличникам», оказавшись более сведущим в каком-то предмете.
Не хватает доверия и обратной связи
И дети, и родители, и учителя говорят о том, что Всероссийской олимпиаде школьников не хватает прозрачности. Ученики недовольны тем, что после состязаний они не получают обратной связи и не узнают правильные ответы к заданиям.

Взрослые обеспокоены тем, что не знают критериев, по которым оценивается работа и по которым ребенок допускается на следующий этап. Часть опрошенных сомневаются в честности оценки. Как и родители, учителя хотят большей прозрачности в проверке заданий: они не знают кто и по какому принципу отбирает участников на муниципальный тур олимпиады.

Для всех респондентов важно было бы узнать подробнее о детях, которые выигрывают Олимпиаду школьников, особенно если это жители их города или учащиеся их школы.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.