ПСИХОЛОГИЯ

Как отучить ребенка от гаджетов (и надо ли это делать)

09.10.2019
Когда ребенок чрезмерно увлекается компьютером, смартфоном и планшетом, первая реакция родителей — отобрать у него гаджеты. Но эта мера, как правило, неэффективна. Любой запрет — это насилие, поэтому неизбежно вызывает сопротивление. В итоге зависимость не исчезнет, и отношения с ребенком будут испорчены.

Вместе с психологами сервиса «Перемена» разбираемся с тем, как оградить школьника от интернет-зависимости и превратить гаджеты из своих врагов в союзников.
Оцените масштаб проблемы
Ольга Кондрашова
Эксперт
Детский психолог, коуч, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, автор статей на МЕЛ, Psychologytoday, Матроны.ру, приглашенный эскперт на радио Спутник, автор курса для родителей «Растим людей».
Если ребенок не проседает в учебе, не бросает офлайновые увлечения, общается с друзьями, у него нет перепадов настроения — то вам не о чем беспокоиться. Гаджеты для него — один из множества способов отдохнуть, развлечься, и быть на связи со «своими». Если же вы видите, что ребенок посвящает весь свой досуг играм и соцсетям, поздно ложится, не высыпается, беспорядочно питается и агрессивно реагирует, когда вы предлагаете ему оторваться от планшета, — время действовать.
Исследования показывают, что ряд компьютерных игр улучшают зрительно-пространственную ориентацию, некоторые — улучшают внимание, скорость реакции и навык поиска необходимых деталей на "зашумленном" поле. То есть, как и любое другое явление в мире, компьютерные игры могут иметь и свои плюсы, и свои минусы. Социальные сети, хотим мы этого или нет, — прочно укоренившийся способ коммуникации в современной реальности. Сообщения в мессенджерах — это уже до некоторой степени культурная норма: уже не очень принято звонить, вежливо предварительно написать сообщение. Поэтому жесткий запрет на пользование соцсетями означает для ребенка изоляцию от важной для него группы сверстников, лишение его статуса в этой группе, лишение информации, по большому счету "выброс" из жизни.
Психолог Ольга Кондрашова
Разнообразьте досуг ребенка и участвуйте в нем
Иногда ребенок оказывается рабом гаджетов из-за того, что у него нет доступа к другими развлечениям. Начните качественно проводить время вместе с ребенком, вместе выберете офлайновое хобби или спортивную секцию. Укрепляйте доверие в семье и развивайте детские коммуникативные навыки — тогда тяга ребенка к гаджетам сойдет на нет.
Не стоит обесценивать увлечения ребенка, называя то, что приносит ему удовольствие, словами типа "эта твоя муть" или "долго ты еще будешь этой ерундой заниматься?" Это вызовет только раздражение, он вообще перестанет вас слушать. Вместо запретов и недовольства старайтесь предложить ребенку достойную альтернативу. Можно увлечь ребенка качественным кино, литературой, зародить в нем идею саморазвития как способа получить достойную и интересную жизнь в будущем.
Психолог Ольга Кондрашова
Подавайте пример ребенку
Последите за собой: возможно, вы тоже любите поиграть в онлайн-игры и посерфить в интернете, и вам это не кажется предосудительным. Если вы будете запрещать ребенку гаджеты, он задаст закономерный вопрос: «Почему мне нельзя, а тебе можно?». Дети подражают взрослым, и если вы хотите отвлечь ребенка от экранов, вам придется начать с себя.
Установите правила пользования гаджетами для всей семьи
Введите правила, которые подойдут именно вашей семье. Например, договоритесь с ребенком, что он сдает телефон и планшет на хранение перед сном (в идеальном случае — за полтора часа до сна). Введите правило, согласно которому члены семьи не могут читать и играть на планшете во время еды, договоритесь, что ребенок не пользуется гаджетами для развлечения, пока не сделает уроки.

Неукоснительно следуйте введенным правилам сами. Не превращайте время, проведенное за экранами в валюту, которой вы расплачиваетесь за хорошие поступки и «штрафуете» за плохие оценки и непослушание. Это может подорвать доверие между вами и ребенком и повысить значимость «компьютерных часов» в его системе ценностей.
Откройте ребенку полезную сторону интернета
Напоминайте ребенку, что он может использовать гаджеты не только для развлечения. Интернет в первую очередь — безграничная база знаний и способ познания мира. Гаджеты могут помочь ребенку лучше учиться: например, на платформе «Лицея» он может подготовиться к олимпиадам, разобраться с темами, которые он не понял в школе и качественно подготовиться к экзаменам.
Станьте «внедренным» агентом, ведущим свою игру на «поле» ребенка. Посидите с ним во время компьютерной игры, расспросите о героях, сюжете, проявите свое эмоциональное отношение к графике, дизайну. Тем самым вы продемонстрируете внимание к интересам ребенка, а это прекрасный способ установить ребенком истинную близость. Тогда вы станете для него действительно понимающим и разделяющим его интересы взрослым, а значит — такого родителя уже сложнее не слушаться. Помните, каким приятным нам кажется человек, которому понравился тот же фильм или книга, что и вам? Кроме того, игра не будет точкой конфликта, не будет окрашена негативной эмоцией, что позволит более успешно договориться с ребенком об ограничениях.

Для ребенка до 10 лет компьютерная игра может стать способом развития мыслительных функций. Зная сюжет игры, вы можете на прогулке, в машине, во время поездки на дополнительные занятия поиграть в эту игру вживую, изображая героев, фантазируя о дальнейшем развитии сценария. Можно обсудить черты характера и особенности персонажей — это развивает навыки устной речи ребенка, стимулируют фантазию, память, умение логически мыслить, анализировать.
Психолог Ольга Кондрашова
Расскажите ребенку о кибербезопасности
Вместо того, чтобы мониторить действия ребенка в сети и бояться того, что он попадет в неприятности из-за виртуального общения, поговорите с ним о правилах кибербезопасности. Напомните ему самые важные правила, среди которых: не публиковать в сети личные данные, не пользоваться геотэгами, настороженно относиться к незнакомцам, придумывать надежные пароли и беречься от фишинга.
Когда нужно вести ребенка к психологу?
Как распознать настоящую интернет-зависимость, которая требует вмешательства специалиста? Сопоставьте поведение ребенка с основными критериями любой зависимости.

  1. Абстиненция или синдром отмены — у ребенка портится настроение и ухудшается самочувствие, когда он лишается доступа к гаджетам.

  2. Компульсивность: сон, учеба, дружеские обязательства, отдых — все отложено и нарушено, все действия ребенка направлены на получение доступа к гаджету.

  3. Отрицание – ребенок не признает очевидные изменения в своей жизни и не идет на контакт.

  4. Внезапная неоправданная раздражительность, конфликтность, расстройства сна и питания, отказ от привычных развлечений, неряшливость.


Эти критерии — повод отправиться к психологу вместе с ребенком.
Светлана Молодцова
Практикующий психолог-консультант, гештальт-терапевт. Занимается индивидуальным и семейным консультированием, терапией взрослых и подростков. Специализируется на работе с травмой.
Эксперт
Лицей: Каковы глубинные причины зависимости от гаджетов?
Психолог Светлана Молодцова: Зависимость означает привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности, и неумение достигать удовлетворенности другими, здоровыми способами.

Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых. В процессе взросления формируется самостоятельность и в результате полная независимость от родителей. В норме родители и социум обучают ребенка здоровым способам удовлетворения потребностей.

Зависимость формируется под влиянием совокупности различных факторов — биологических, психологических и социальных. Гиперопекающий стиль воспитания формирует безответственность, низкую стрессоустойчивость, нереалистичные ожидания. Неблагоприятная среда, игнорирующая потребности ребенка формирует дезадаптивные механизмы саморегуляции. Ситуации игнорирования, пренебрежения, физического или психологического насилия могут привести к формированию зависимости. Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются личностные особенности — повышенная обидчивость, ранимость, тревожность.
Л: В каком возрасте дети особенно подвержены зависимости от гаджетов?
СМ: Сформировать зависимость можно в любом возрасте. В дошкольный период у детей меньше возможностей неограниченно проводить время с телефоном или компьютером. В подростковом возрасте дети уже выходят из под контроля взрослых и проблема становится более ощутима для родителей.
Л: Как психологи работают с такими детьми?
СМ: Нужно, прежде всего, помочь ребенку осознать эту ситуацию как проблему. Объяснить, что без его желания и усилий изменений не будет.

Следующий шаг — это поиск и осознание причин, приводящих к зависимости.

Затем мы проводим психологическую коррекцию, которая проводится индивидуально и в специальных группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Мы вовлекаем семью в формирование нового образа жизни у ребенка. Родителям нужно исследовать свой стиль общения с ребенком, установки и традиции семьи. Ребенку потребуются ресурсы в преодолении зависимости, и помощь родителей необходима.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.