Как не заставлять ребенка читать, чтобы он все равно
читал?

29.04.2024
В статье вы найдете 7 счастливых советов от нашего эксперта, чтобы помочь вашему ребенку с удовольствием войти в мир литературы. Добровольно и без принуждения.
Автор: Екатерина Шевякина
Продюсер детских мечтаний. Помогает подросткам найти своё место в жизни: пишет с ними книги, участвует в фотосессиях, записывает подкасты, проводит мастер-классы. А ещё ведёт телеграмм-канал про то, как учиться и выбрать свой образовательный трек.
Правило первое. Не давить
Самое главное в нашем деле - морализаторства не работают. Точка. Действие
рождает противодействие. Чем больше вы на ребенка давите, чем больше вы ему говорите что-то сделать, тем больше в нем рождается стремления не делать. Особенно это касается подростков, которым в пубертатный период биология диктует: "отделись от родителей, покажи, что ты не такой, как они, не слушайся".

Абсолютно все подростки, с кем я работала, говорят, что как только родители что-то упоминают, так желание и интерес сразу же пропадает. При этом они добавляют, что вдохновение просыпается, когда они сами дошли до чего-то. Предлагаю прислушаться к словам ребят.


Итак, обязаловка убивает желание. Не заставляйте. Вы уже заставляли и
результат плачевный, не правда ли? Пора пробовать другую тактику
Правило второе. Держите книги на виду
Ваша задача — сделать контакт ребенка с книгой наиболее вероятным. Держите
книги в доме на видном и доступном месте. Важно: не подкладывайте детям книги как бы невзначай. Дети чувствуют сразу же!

Если вы все-таки намерены подложить книгу, делайте это не в открытую, не кладите её на учебный стол и вообще в его комнату — это будет рассчитано как акт принуждения. Пусть книги лежат в общедоступном месте для всей семьи.


Итак, сокращайте дистанцию между людьми в доме и книгами: сделайте книги не просто частью интерьера, сделайте их частью вашего быта!
Правило третье. Показывайте пример
Хотите, чтобы ваши дети читали? Читайте сами. Дети копируют ваше поведение.
Какие модели поведения они получают, так себя и ведут. Как давно вы читали сами?

Важный момент: будьте наглядны. Дети не верят вашим рассказам в стиле "вот я в твоем возрасте из библиотеки не вылезал!" Дети верят своим глазам. А что они видят? Как давно вы читали при детях? Английская пословица гласит: "Do not bring up your children, they will still be like you" — что переводится как "не воспитывайте ваших детей, все равно они будут похожи на вас".

Итак, сами читайте при детях, показывайте им позитивный пример!
Правило четвертое. Книга с картинками!
В борьбе за наше внимание книги с треском проигрывают электронным девайсам. Дело не в том, что мы не хотим развиваться, дело в эволюции. Наш мозг так устроен, что яркие и часто сменяемые картинки он воспринимает как новую и ценную информацию, полезную для выживания. А книга со скучными длинными текстами для нашего мозга с эволюционной точки зрения не представляет жизненно-важной информации. Хотя мы-то с вами знаем,
что знания из книги полезнее тик-тока.

Но такая вот получается ловушка для мозга, созданная самим же мозгом.
Чтобы дать книге фору, нужно, чтобы книга была необычная: с картинками,
необычного формата, приятная на ощупь, вкусно пахнущая и с авторскими
иллюстрациями.

Итак, сходите в книжный. Выберите приятную книгу не только для ума, но и для глаз, рук и даже носа!
Правило пятое. Пробуйте разные форматы
Мнение, что современное поколение читает меньше, на самом деле ложно. Сейчас дети читают гораздо больше, чем их родители. Информация в письменном виде их окружает повсюду: в телефоне, в интернете, даже на улице куда больше объявлений, чем 40 лет назад. Вопрос, конечно, какого качества прочитанная информация: комментарии в интернете вряд ли сопоставимы по художественности с романами великих классиков (хотя бывают исключения).

Но есть и хорошие новости: вы можете повлиять на качество усваиваемой
информации детьми. Мыслите шире, книга в наше время больше, чем книга.
Предложите ребенку разные варианты "чтения": аудиокниги, радиоспектакли,
подкасты, электронные книги, блоги современных писателей, компьютерные игры с интересным сюжетом.

Итак, найдите книгу в новом, нестандартном обличии. Например, в блоге
современных писателей.

Правило шестое. Расскажите личную историю
Вспомните, когда книга значительно повлияла на вас. Есть такая? Конечно, есть. Расскажите о ней вашему ребенку. Важно делать это без отсылки к жизни ребенка. Рассказывайте только про себя, никаких "вот в наше время" или "современное поколение совсем не читает". Рассказали свою историю и на этом заканчиваете. Не спрашивайте ребенка, хочет
ли он тоже эту книгу почитать. Не предлагайте ему эту книгу.

Даже не спрашивайте, есть ли у ребенка такая значимая книга. Дети чувствуют подвох. И дети крайне чутки к искренним историям без морализаторства. Итак, делитесь своей искренней любовью к книгам без моралей. Если вы сами к
книгам не питаете благодарности или уважения, ничего не получится
Но есть и хорошие новости: вы можете повлиять на качество усваиваемой
информации детьми. Мыслите шире, книга в наше время больше, чем книга.
Предложите ребенку разные варианты "чтения": аудиокниги, радиоспектакли,
подкасты, электронные книги, блоги современных писателей, компьютерные игры с интересным сюжетом.
Правило седьмое. Создайте атмосферу
Книга — это не просто предмет, это прежде всего процесс. Создайте ваш
собственный уникальный опыт прочтения книги с детьми: обустройте специальное место для чтения, включите правильное освещение, укутайтесь пледом, добавьте
лавандовое масло в диффузор, подготовьте угощения. Пусть для вас одновременное чтение с детьми будет особым только вашим ритуалом. Предупреждаю, вполне вероятно, дети будут соглашаться на это ради вашего внимания или поп-корна, но в борьбе за внимание к книге такие безвредные средства хороши, не так ли?

Напоследок...
Как вы могли заметить, все советы касаются в первую очередь вас самих.
Невозможно ненасильственно повлиять на поведение другого человека. Читать или не читать — выбор вашего ребенка, это находится в его зоне контроля.
В вашей зоне контроля и возможностей — создать ребенку благоприятные условия для развития и приобщения к чтению. Это все, что находится в ваших
возможностей. Делайте, что можете, и будь, что будет! Так или иначе, если семья
читающая и родители уважают книги, ребенок неизбежно будет копировать
поведение родителей.
Дарю 30-минутную бесплатную консультацию с вами. Консультация позволит проанализировать детство вашего ребенка и, как выражался Стив Джобс, connect the dots, то есть соединить точки.

На консультации мы:

  • Разберем тип ведущей деятельности ребенка (проще говоря, какие действия приятнее всего делать) и найдем варианты для применения в жизни уже сейчас
  • Определим основной канал восприятия информации ребенка и то, как это может быть ему полезно в учебе
  • Убедимся, что слабости ребенка = равно преимущества ребенка
  • Найдем контекст применения "недостатков" ребенка, чтобы они заиграли с достоинством
Чтобы получить консультацию, напишите мне "таланты" в личку https://t.me/ekashev

Самое главное — найти свою книгу. В эпоху информационного перегруза найти
действительно стоящую книгу — настоящая задача. Желаю вашему ребенку найти ту самую книгу, которая его не будет отпускать и послужит добрым другом. А еще к литературе поможет приобщиться Лицей: здесь есть курс с разбором всех произведений. Кто знает, в какой момент ребёнка вдохновит новая книга?
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.