Как перестать опекать ребенка и воспитать в нем самостоятельность



22.12.2020
Представим ситуацию: все школьные годы родители ставили ребенку рамки, которым он четко следовал в своем развитии, принимали за него все ответственные решения. Неудивительно, что потом, в старших классах, такой подросток не может ответить на вопрос, чем хочет заниматься в жизни. Рассказываем, как родителям вырастить самостоятельного взрослого, привить ребенку привычки, которые пригодятся для достижения успеха в том, что ему действительно нравится.
Почему ребенок не может принять решение
В последние десятилетия в обиход педагогов и психологов вошел термин родитель-вертолет». Так говорят о тех, кто гиперопекает своего ребенка, буквально парит над ним 24 часа в сутки. Дети таких родителей, вырастая, боятся сами принимать решения, впадают в панику при малейшей неизвестности и не приспособлены к самостоятельной жизни. Рассказываем почему:
1
Родители дают непрошеные советы
«Не оставляй тарелки в раковине», «Это должно лежать там», «Отойди, я сам/сама сделаю, мешаешь». Ответив на действия ребенка резким советом или указанием, родители подрывают чувство независимости ребенка и показывают недостаток доверия к его способностям.
2
Родители мешают детям проявлять инициативу
«Я сделаю это сама, когда вернусь», «Нет, не так, дай лучше я». Это мешает детям проявлять самостоятельность, инициативу, ошибаться и учиться на своих ошибках.
3
Родители предлагают награду за правильное поведение
«Если будешь выгуливать собаку каждый день, я куплю тебе новые кроссовки» — нет ничего плохого, чтобы иногда праздновать успех ребенка и дарить ему подарки. Но такие повседневные дела, как уборка или выгул собаки, не должны восприниматься героически или вознаграждаться.
4
Родители не дают ребенку шанс разобраться
До того, как ребенок самостоятельно решит проблему, они говорят: «Я посмотрю это слово в словаре, пока ты переписываешь слова для диктанта», «Дай мне карандаш, я тебе покажу», «Не так, а вот так». Дети должны учиться находить ответы сами, а в крайнем случае попросить помощи у близких. Но только сами.
5
Родители не позволяют распределять время самостоятельно
«Сначала сделай математику, а потом правописание», «Делай уроки здесь, за столом, чтобы я тебя видела», «В этом году иди на футбол, а не на хоккей». Важно давать детям возможность самим распределять свое время, пусть даже неправильно. Так они учатся брать ответственность за свои решения и формируют навык тайм-менеджмента.
С 6 до 12 лет
Задача родителя — показать весь спектр возможностей и интересов (разные кружки и хобби). Нормально, если ребенок будет скакать по секциям и однажды скажет: «На рисование я больше не пойду». Не давите, а помогайте, если что-то не получается. Не плохо отказываться от того, что тебе не нравится, плохо бросать и потом чувствовать, что не справился.
К 12 годам
У ребенка появляется своя сфера интересов. И ему нужен взрослый авторитет, отличный от родителей, который поможет выбрать направление развития. Например, у вас был в школе любимый учитель? В этот период задача родителей — помочь ребенку найти того наставника, с которым сложится общение, рассказать о личностях, на которых можно равняться.
К 16-17 годам
Человек имеет право не знать и не понимать, какую профессию он хочет освоить. Но у него уже должно быть понимание своих интересов — в какое направление идти, в чем развиваться. Чаще всего дети либо опасаются сказать взрослым о своих интересах, либо боятся самим себе в этом признаться. Ведь в ответ могут услышать: «Нет, это не профессия, это ерунда. Иди в экономисты».
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать».
Антуан де Сент-Экзюпери
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.