Выбираете вы: фиксированное мышление или мышление роста?

12.09.2022
Если что-то не получается – нужно подумать, как вы мыслите о процессе обучения. Можно винить систему образования и преподавателей, но перед этим неплохо разобраться в главном: не ставите ли вы сами барьеры на пути к развитию? Прочитайте статью, чтобы узнать, чем пагубно фиксированное мышление и почему важно мышление роста.
Что это?
Фиксированное мышление строит границы и не дает развиваться, в то время как мышление роста (или гибкое мышление) направлено на постоянное совершенствование своих возможностей. Звучит интересно? Давайте разберемся подробнее.

Фиксированное мышление заставляет человека думать, что ему изначально даны определенные способности и черты характера, он не в силах противостоять природному замыслу. «Нельзя прыгнуть выше головы» – своеобразный девиз этого типа. Часто учителя и даже родители создают рамки в обучении ребенка еще с ранних лет. Например, они решают в начальной школе, что математика не дается школьнику, и он никогда не сможет быть успешен в этой сфере. И ученик сам начинает верить в эту идею.

Мышление роста не зря называют мышлением будущего. Суть этого подхода к обучению заключается в том, что любому навыку можно научиться, если приложить усилия. Главное, не бояться начать и быть уверенным в своих силах.
Одаренность может навредить
В своей книге «Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений» профессор Стэнфордского университета и педагог Джо Боулер развенчивает мифы об одаренности.

Она попросила студентов престижного университета подумать, как изменились их мысли, когда их признали одаренными, стали выделять и рассчитывать на их успех. Опрашиваемые признались, что эти привилегии повлекли за собой большую ответственность и страх неудачи. Если они сталкивались с трудностями, то начинали сомневаться в своих талантах. Поэтому они часто избегали сложных ситаций или не говорили о своих проблемах, только чтобы не потерять статус одаренного ученика.

Главный вывод, который нужно понять всем взрослым и детям – вы находитесь на пути роста, не вешайте ярлыки о своей неуязвимости и не оценивайте по шкале умный-глупый, одаренный-бездарный .
Ошибки – это полезно
Мозговая деятельность активизируется, когда мы совершаем ошибки или долго думаем над лучшим решением. Нужно показать ребенку, что ошибки не делают его хуже. Страх неудач может привести к формированию синдрома отличника. А он в свою очередь может негативно сказаться на ментальном здоровье. Нельзя отдавать все силы лишь на то, чтобы получить одобрение со стороны.

Помните, успешная жизнь – это не жизнь без ошибок, а жизнь, когда ты приходишь к пониманию, как их можно исправить и более не совершать.
Как переключиться на мышление роста?
Существуют доказательства о связи между самооценкой учащихся и их фактической успеваемостью. Чем больше ученик верит в свой потенциал, тем на практике у него лучше получается учиться. Важно для учеников создавать атмосферу мышления роста.

Универсальный совет:
ловите себя на негативных установках и меняйте их. На непроизвольный вопрос фиксированного мышления «хватит ли у меня знаний и способностей, чтобы решить эту проблему?» отвечайте утверждением мышления роста «я попробую, если постараюсь, то у меня получится».
«Как только вы начнете понимать мышление роста и фиксированное мышление, вы точно увидите, как именно одно ведёт к другому. Как вера в то, что ваши качества высечены на граните, приводит к одним мыслям и действиям; и как убеждение, что ваши способности поддаются развитию, приводит к другим мыслям и поступкам, ведущим вас совершенно разными дорогами»
Из книги Кэрол Дуэк «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»
Применяйте концепцию мышления роста, когда думаете о своем обучении или об обучении ваших детей. Удачи в саморазвитии!
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.