ВОСПИТАНИЕ

Если ребенок ломает игрушки, он не вандал. Он бэкенд-разработчик

16.04.2024
Сегодня делимся статьёй профориентолога Екатерины Шевякиной. Здесь вы узнаете о древнейшем способе, который поможет узнать потенциал ребёнка. Скрытые таланты, оказывается, не такие уж и скрытые, если смотреть под правильным углом. Дочитайте до конца, и поймете главный секрет профориентации.

Автор: Екатерина Шевякина
Продюсер детских мечтаний. Помогает подросткам найти своё место в жизни: пишет с ними книги, участвует в фотосессиях, записывает подкасты, проводит мастер-классы. А ещё ведёт телеграмм-канал про то, как учиться и выбрать свой образовательный трек.
Куда смотреть, когда ищешь призвание ребёнка?
1. Что ребёнок любил делать в раннем детстве?
Просматривание семейного архива поможет освежить воспоминания, присматривайтесь к деталям: что окружает вашего малыша вокруг, какими делами он занят, в какие игрушки играет?
Обязательно поспрашивайте всех значимых взрослых, принимавших участие в воспитании малыша. Важно включить режим исследователя, поэтому чем больше данных, тем лучше. Во-первых, потому что ваши родительские воспоминания могут быть искажены (это нормально, ничего страшного), во-вторых, очень ценны непредвзятые наблюдения со стороны.
«Прочитала в одной книге историю про реального человека, который в детстве любил три вещи: велосипеды, походы и тусовки с друзьями. Когда он вырос, то стал организовывать мероприятия, на которых проводился тест-драйв квадроциклов. Так человек совместил в своей работе три любимых дела: велосипеды сменились квадроциклами, тусовки с друзьями сменились на тусовки с клиентами, походы в соседний лес переросли в выездные мероприятия в пустыне ОАЭ».
2. Какие подарки вы получали от малыша чаще всего?
Самодельные открытки, танец, песню, бутерброды?
Язык подарков — один из самых очевидных способов сказать, что хочется самому. Задумайтесь, бывает ли у вас такое, что выбирая подарок, вы судите по себе и дарите то, что на самом деле сами хотели бы получить? Бывало? У детей постоянно так, и слава Богу, для нас это еще один вариант узнать, что детям важно.
«‎Одна девочка в детстве дарила всем родственникам необычный подарок — она убиралась. Маме она организовывала косметику, папе раскладывала инструменты, а для любимого дедушки устраивала грандиозную уборку в гараже. Странный подарок от ребенка, не правда ли? Но девочка дарила, по ее мнению, самое ценное, что может быть — порядок и чистоту.

Девочка потом выросла, работала менеджером по продажам, пока ей в руки не попалась книга "Магическая уборка". Оказывается, есть такая профессия — организатор пространства. Это когда приходишь к людям в дом и помогаешь им навести там порядок. Платят отличные деньги, автор метода Мари Кондо сделала свое состояние в 8 миллионов долларов и получила всеобщее признание на уборке. Девушка долго не решалась, но все-таки стала организатором мебели. Счастлива. Мечтает стать русской Мари Кондо»‎.

"Магическая уборка" Мари Кондо
3. Чем ребенок был неудобен в детстве?
Когда он приносил вам больше всего неприятностей? Чем именно он мешал?
Нам кажется, что в какие-то моменты ребенок просто невыносим, и некоторые его проявления уж слишком яркие и вряд ли кому-то еще понравятся. Это когнитивное искажение. Кому-то кажется, что человек слишком шумный, а кто-то будет наслаждаться его громким заявлением о себе.
«Когда молодой человек поступил в колледж по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», его мама вспомнила, что он вечно мешался на кухне, без спроса залазил в шкафчики и переводил продукты на невообразимые смеси из риса, растительного масла, молока и гороха. "Мама, смотри, я варю кашу!" - радостно восклицал малыш, не подозревая, что мама восторг не только не оценит, но еще и наругает его. Теперь он взрослый и в рамках выпускной квалификационной работы разработал рецептуру хлеба с биоактивированным сырьем Алтайского края. Он уверенно говорит своему научному руководителю: "Продукты пчеловодства можно использовать для повышения пищевой ценности хлебобулочных изделий," — и ожидает заслуженную оценку "отлично"»‎.

4. Как ребенок играл с игрушками?
Разбирал на детали или украшал? Аккуратно складывал или разбрасывал? Ломал или чинил? Просил купить игрушку, копил на нее и покупал или мастерил игрушки из подручных материалов?Когда он приносил вам больше всего неприятностей? Чем именно он мешал?
Манера обращаться с игрушками может многое рассказать о маленьком человеке, и дело не всегда в воспитании, что-то в нас закладывается генетически.
«Один мой знакомый работает в IT-гиганте бэкенд разработчиком, он отвечает за внутренние настройки мобильного приложения. Его работу не видит обычный пользователь, но без него приложение бы не работало. Моего знакомого это нисколько не смущает. "Главное, что я знаю, как оно внутри работает," - говорит он.

Знаете, какое у него было любимое занятие в детстве? Разбирать любые вещи, попавшиеся под руку, чтобы посмотреть на внутренние механизмы. "Да, мне частенько за это прилетало, но я не мог успокоиться, пока не узнаю, что заставляет машину ездить!"

5. Как ребенок контактировал с животными?
Лечил, дрессировал, учил, а может, питомец был партнером в проделках?
Если внимательно приглядеться за общением ребенка с животными, можно многое узнать о его склонностях.
В детстве я устраивала деревенским кошкам школу. Быстро оставив затею научить их грамоте, я переключилась на более прикладные вещи: организовала школу Робинзона для уличных котов. Главной целью было научить котиков самостоятельной жизни, ведь у них не было хозяев. Поэтому я ловила мальков, запускала их в ведро и учила кошек ловить рыбу. Теперь я работаю профориентологом и сопровождаю детей во взрослении: не даю рыбу (готовое решение поступать), а учу мастерить удочку (мыслить осознанно и слушать себя)

Поздравляю, вы дошли до конца! Вспомнить все и ответить на все вопросы — уже огромный труд. Теперь осталось проанализировать информацию. Несколько советов:

  1. Отнеситесь к заданию серьезно. Не пропускайте вопросы, даже если кажется, что вы все и так знаете и ответ очевиден. Отвечайте, как знаете, как чувствуете. Доверяйте себе. Фиксируйте ответы от руки.
  2. Попытайтесь, насколько это возможно, отказаться от ярлыков вроде "это не работа" или "это неперспективно". Все стереотипы — предмет установок, увы, не всегда актуальных и помогающих вам и вашим детям.
  3. Подходите к анализу ваших ответов креативно и нелинейно. Посмотрите на истории, приведенные в качестве иллюстрации. Разве можно было сразу догадаться, какая работа придется по душе героям?
Дарю 30-минутную бесплатную консультацию с вами. Консультация позволит проанализировать детство вашего ребенка и, как выражался Стив Джобс, connect the dots, то есть соединить точки.

На консультации мы:

  • Разберем тип ведущей деятельности ребенка (проще говоря, какие действия приятнее всего делать) и найдем варианты для применения в жизни уже сейчас
  • Определим основной канал восприятия информации ребенка и то, как это может быть ему полезно в учебе
  • Убедимся, что слабости ребенка = равно преимущества ребенка
  • Найдем контекст применения "недостатков" ребенка, чтобы они заиграли с достоинством
Чтобы получить консультацию, напишите мне "таланты" в личку https://t.me/ekashev

Напоследок приведу метафору. Когда ребенок рождается рыбой и с первого дня жизни плавает в воде, он не замечает, какое это чудо — "дышать" под водой. А между прочим, многие мечтают о таком даре. И задача профессионала заключается в том, чтобы подсветить талант, обратить внимание на воду, в которой человек живет и не замечает. Эта статья поможет вам быть самим немножко профориентологами для своего ребенка.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.