4 техники для лёгкой учёбы

05.09.2023
В начале сентября кажется, будто поднимаешь гирю в сто килограмм без подготовки. В эту "гирю" входят: горы домашнего задания, тяжёлый портфель, будильник в 6:00, новые задачи и дополнительные кружки после школы. Многие родители боятся, что ребёнку, который три месяца не думал об учёбе, такая гиря не под силу. Но спешим успокоить: во-первых, школьник точно со всем справится – стоит только его поддерживать и быть рядом. А во-вторых, есть несколько техник, чтобы облегчить тяжёлую гирю и сделать учёбу приятнее. Делимся ими с вами.
  • Матрица Эйзенхауэра для школьника
    Этот принцип звучит сложно, но табличка с такой матрицей, висящая над рабочим столом ребёнка, помогает уже в школе научится верно расставлять приоритеты. Здесь всё просто: делим лист А4 на четыре блока: важное-срочное, важное-несрочное, неважное-срочное и неважное-несрочное. Теперь распределяем по этим блокам еженедельные дела ребёнка. Идеально проводить такую процедуру раз в месяц всей семьёй, чтобы вместе расставить приоритеты и договориться о важных задачах.


    Важное и срочное: обычно сюда заносятся задачи с дедлайном, когда невыполнение ведёт к негативным последствиям. Хороший пример – домашнее задание на следующий день. Или кружок по плаванию в 15:00. Записываем в этот блок всё то, что нельзя перенести.


    Важное и несрочное: здесь располагаются все дела без конкретного срока, но которые важны для личностного роста и развития. Например, занятия по китайскому с носителем раз в неделю, чтение двух книг в месяц, ежедневная зарядка с папой. С одной стороны, если не сделаешь эти задачи, ничего страшного не случится. С другой, сегодня без таких ритуалов – никуда.


    Неважное-срочное: помещаем сюда всё то, что можно делегировать. Для ребёнка такими делами может стать покупка новой канцелярии, уборка в комнате или подарок другу ко дню рождения. Если какое-то из этих дел нужно сделать срочно, то прямо во время создания матрицы он может договориться с родителями и попросить маму купить новые карандаши для технологии, а папу – отвезти его за подарком другу.


    Неважное-несрочное: то, что можно отложить. Поиграть в компьютерную игру, сходить в магазин за обещанной газировкой или мороженым, поехать в аквапарк со старшим братом – все эти занятия приятные, но не имеют дедлайна и их можно выполнить в любой свободный день. Пускай школьник заполнит это поле самостоятельно теми приятными хобби и вещами, которые он любит. Как только появится свободное время, из этого раздела можно будет взять идеи.
  • Принцип Парето и домашняя работа
    "20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата"

    Чтобы понять этот закон, представьте себе рычаг, который поднимает тяжёлый груз. Рычаг меньше груза, но с лёгкостью поднимает любой большой предмет. Так и работает принцип Парето: точечные, но эффективные действия могут дать больше пользы, чем растянутые во времени и не интересные для ребёнка. Вспомним обычный вечер воскресенья: оказывается, на понедельник задали дополнительную задачу по математике для желающих, в расписании неожиданно появился диктант по русскому, на столе остался проект по технологии, который срочно нужно склеить до утра, а ещё – вечернее чтение и семейный просмотр фильма. Что делать? С одной стороны, задачи срочные и кажется вполне логичным провести весь вечер за уроками с ребёнком, чтобы отработать всё от начала и до конца. С другой, на утро понедельника мы получим уставшего школьника, который не успел разобраться в математике, плохо написал русский язык из-за недосыпа и сдал наскоро сделанную поделку учителю технологии. В данном случае ребёнок попытался сделать все 80% работы и не распределил силы. Но невозможно сфокусироваться на всём и сделать это идеально. В наших силах лишь грамотно расставить приоритеты и отказаться от второстепенных задач. В случае со школьником нужно увидеть главное: диктант по русскому, срочный проект, время с семьёй. На это и нужно сделать акцент, но не забыть в дальнейшем выделить время на несрочную задачу по математике, а вечер с фильмом заменить на семейное чтение того, что задано по программе. Да, это не позволит выполнить все задачи идеально. Но именно такой принцип помогает держать баланс между учёбой и отдыхом, правильно расставляя приоритеты.
  • Съесть лягушку
    Этот лягушачий принцип отлично работает с домашним заданием. Звучит он так: если в начале мы выполняем сложное и важное задание, которое хочется оттянуть, то остальные задачи будем делать легче и быстрее. Итак, если вечером нужно одновременно сделать презентацию про млекопитающих Африки для строгого учителя географии, прочитать повесть к любимому уроку литературы и посмотреть научный ролик по физике, то лучше начать с того, что больше и важнее всего. В данном случае это география: нужно сделать несколько слайдов презентации, отобрать материал в интернете и энциклопедиях, подготовить речь, чтобы строгая Галина Ивановна оценила старания. После этой трудной задачи просмотр ролика покажется не таким сложным – нужно будет только воспринимать информацию, а не сортировать и анализировать её. А чтение к любимой литературе и вовсе станет приятным бонусом за работу.

    Старайтесь находить таких "лягушек" во всех делах и съедать их в первую очередь. Это поможет облегчить работу.
  • Метод помидора
    Этот метод особенно подойдет тем, кто не может сосредоточиться на учёбе после беззаботного лета. Представьте, что ребёнок никак не может сесть за уроки. Конечно, ведь находятся более важные дела! Погладить любимого кота, налить водички, неожиданно убрать рабочий стол, обсудить новости в классе… Чтобы наконец усадить школьника за учёбу, поможет метод Помидора. Его придумал итальянский студент: он завёл на кухне таймер в виде помидора на 10 минут. За это время он не отвлекался от задач и понял, что концентрироваться на короткое время – проще. Сейчас Помидором называют отрезок времени в 30 минут: 25 – на работу, 5 – на отдых. За первые полчаса нужно сделать задачи, не оборачиваясь на кота или бабушку, которая зовёт перекусить. А пять оставшихся минут можно отдохнуть и сделать всё, что хотелось. Через четыре Помидора – отдых на 20-25 минут. Такой метод помогает справиться со страхом перед горой домашки. "Ночь за уроками" – звучит страшно, а 30 минут на одну задачу – гораздо проще.
Помните, что гиря гораздо легче, чем кажется на первый взгляд. Главное – планировать вместе с ребёнком, делать перерывы на отдых и не пытаться поднять тяжелый груз без подготовки. Все появившееся сложности можно решать в Лицее: готовиться к контрольным, идти вперёд по учебной программе, проходить развивающие курсы. Там точно учтены все принципы и техники, чтобы ребёнок не только легко вошёл в учебный год, но и активно занимался до следующего лета.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.