Учим учиться

15.08.2020
К решению одной и той же проблемы дети могут подойти по-разному. Один ребенок задаст множество вопросов и погрузится в тему на несколько недель. Второй найдет 10 разных вариантов, но не сможет выбрать один. Третий сразу отправится решать задачу, не предусматривая риски. Все это – результат познавательных привычек, которые формируются в школе. Их можно не только улучшать и вырабатывать новые, но и корректировать в подростковом возрасте.

Почему дети откладывают учебник на потом


Помните, как в школе буквально до боли не любили геометрию (или литературу)? Боль могла быть вполне реальной – дорсальная поверхность островковой доли коры, отвечающая за восприятие боли, может активизироваться всего лишь при мысли о задаче, которая вызывает сложности. В сознании современных школьников все осталось так же — большинство из них намеренно ищут себе важные дела, чтобы не приступать к изучению материала. Убраться, выгулять пса, позвонить родственникам – все, чтобы не открывать учебник. Чтобы избежать причины боли, мозг начинает искать поводы отвлечься. Ребенку приходится искать более весомый мотив, чтобы заставить себя учиться.

Личная мотивация — основа обучения детей


Нелюбовь к учебе у большинства формируется в детстве. Учителя и родители в попытке заставить детей освоить материал, часто создают ложную внешнюю мотивацию: конфеты и игрушки – за хорошие оценки или наоборот наказания – за

«провал». В этих условиях школьнику сложно сформировать личную мотивацию обучения, он будто старается ради кого-то. Впоследствии взрослому человеку приходится самому воспитывать в себе внутреннюю мотивацию для самообучения, а иногда и для работы, все это — причины навязанной мотивации в школьном возрасте.



При выборе образовательного курса или программы, родитель и ребенок обычно задают вопрос: «Чему мы у вас научимся». Чаще даже в пассивной форме: «Чему нас научат». При этом более важный вопрос «зачем» часто остается без внимания. По мнению профессора факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Марии Фаликман, именно неправильная постановка вопроса на старте обучения – причина последующих «неинтересно», «скучно» и «сложно».



Постановка личных целей — начальный и основной этап познавательного процесса ребенка. Школьнику иногда сложно самостоятельно дать ответ на вопрос «зачем», в этом ему может помочь родитель — объяснить, но не навязать ложную мотивацию. Если ребенок осознал намерение своего обучения, например, улучшение оценок, устранение пробелов в знаниях школьной программы, подготовка к ЕГЭ или олимпиадам, то он может начать учиться эффективно и без прокрастинации.

Сила знаний в век технологий


Знания — необходимый атрибут современного человека на пути к успеху. Как заметил академик Дмитрий Лихачев «мы вступаем в век, в котором образование, знания,

профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина».

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.