Гениями становятся:
6 уровней развития мышления

10.12.2021
Анна Невмержицкая
методист Абакус центра
Эксперт
В 2008 году вышла в свет научно-популярная книга канадского журналиста и поп-социолога Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» (англ. Outliers), которая перевернула представление о талантливых или гениальных людях от природы. На страницах книги можно изучить множество примеров из жизни, которые описывают судьбы людей, но самое поразительный и очевидный вывод из этой книги сводился к тому, что среда формирует этих самых гениев. При этом среда может быть как благоприятной и доброжелательной, так и, наоборот, агрессивной.
Для педагога этот вывод имеет давно известное решение - необходимо создавать такие образовательные условия для ребенка, чтобы он брал свои академические высоты, опираясь не только на оценки. Для методиста этот вывод означал только одно, что необходимо создать такой образовательный инструмент, который поможет ребенку обнаружить и вырастить свой собственный талант. А для родителя этот вывод можно интерпретировать по-разному. Действительно - как развивать гений своего ребенка - строгостью или вольностью, стандартной программой или авторской? Здесь легко может запутаться даже самый продвинутый родитель.

Времена меняются, технологии развиваются и скорость восприятия и обработки информации поменялась настолько, что подрастает поколение, которое необходимо по-другому обучать.

Согласитесь, все таланты и способности, знания и особенно умения ребенка - это тот арсенал, который поможет ему в будущем реализовать свой потенциал. От степени развития этого комплекса, а также небольшой доли удачи зависит, каких вершин он достигнет в будущем. Но, оказывается, что еще большую роль играет выбранная методика обучения и воспитания. Поэтому даже по математике программы обучения школ могут отличаться между собой существенно.

Иногда родители не сразу осознают важность своевременности занятий и считают, что впереди еще предостаточно времени. Именно в этом кроется главная ошибка воспитания детей – то, что не заложено в раннем возрасте, все трудней будет заложить в более старшем возрасте. Это как со спортсменами – далеко не каждый может стать выдающимся спортсменом, начав заниматься во взрослом возрасте.
Времена меняются, технологии развиваются и скорость восприятия и обработки информации поменялась настолько, что подрастает поколение, которое необходимо по-другому обучать
Несколько лет назад благодаря исследованиям Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего, а также при поддержке Международной организации труда, Делового совета BRICS, Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления СКОЛКОВО были введены понятия навыков и компетенций 21 века.

Эти навыки включают в себя способности, которые были определены как необходимые для успеха в 21-м веке общества в быстро меняющемся, цифровом обществе. Многие из этих навыков, также связаны с более глубоким обучением, которое базируется на освоении навыков, такие как аналитическое мышление, комплексное решение проблем, работа в команде и отличаются от традиционных академических тем, что они не являются в первую очередь содержанием знаний и привычных предметов по ним в школе нет.

До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, вся эта система обучения ребенка была нацелена на накопление им знаний. В методической системе педагога практически отсутствовало такое понятие, как процесс саморазвития ученика и его личных качеств. В человека закладывались качества, необходимые для работы на конвеерном производстве, фирме, системе.

Сейчас происходит уход из эпохи индустриализации, эры конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям. А значит, что и людей сейчас будут обучать не тому, чему учили раньше – определенной и неизменной профессии, а навыкам адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Поэтому ученику в современном образовании ставится задача - научиться мыслить, самостоятельно добывать информацию, критически её оценивать, применять, а не просто накапливать знания, которые быстро устаревают. Учебные заведения переходят от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволяет готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества.

Вы удивитесь, но натренировать навыки будущего можно через известный предмет - математику, правда, с необычным уклоном. Дело в том, что развитие мышления ребенка - это целый процесс или даже комплекс процессов, основанных на какой-либо базовой информации. В математике возможно научиться инструментам для развития более глубокого мышления. Недаром в школьном курсе математика 10-11 класса звучит как Алгебра и начала анализа.
Поэтому ученику в современном образовании ставится задача - научиться мыслить, самостоятельно добывать информацию, критически её оценивать, применять, а не просто накапливать знания, которые быстро устаревают
6 уровней развития мышления, применяемых на уроках математики с необычным подходом
1 уровень: тренируем концентрацию и внимание
Без сосредоточения на информации, без концентрации невозможно будет выявить одинаковые части или различия. Именно внимание является базовым уровнем для запуска механизма мышления. Поэтому на уроках в первую очередь применяют упражнения на развитие концентрации и таким образом, повышают объем памяти ученика.
4 уровень: метрико-арифметические представления
Мыслить блоками и оперировать блоками информации могут лишь те, кто хорошо закрепил взаимосвязи с объектами - порядок, последовательность, целое и часть и т.п. В основе этого лежит арифметика. Поэтому тренировка этого навыка представляет собой тренировку на обычных арифметических примерах с усложнением.
2 уровень : находим закономерности и развиваем логику
Когда ребенок смог увидеть одинаковые элементы или различные, необходимо попробовать проанализировать их - почему у нас что-то отличается? что происходит со следующим объектом? и т.п. в этот момент зарождаются первые гипотезы. Так мы учимся отвечать вместе на вопросы «Почему?» и формулировать ответы.
5 уровень: комбинаторика
После того, как закреплены навыки арифметических операций, можно переходить к перестановкам, перетасовке и другим комбинациям информации. В математике выглядит часто, как поиск неизвестно, но в математике с необычным подходом может быть множество вариантов выполнения подобных упражнений.
3 уровень: знакомим с пространством и визуальным представлением информации
Новое поколение будет много работать с инфографикой, таблицами, диаграммами. Уже сейчас в задания Всероссийских проверочных работ (ВПР), ОГЭ и т.п. включены задания для анализа графической информации. Для того, чтобы уметь проанализировать эту информацию, а в будущем уметь самостоятельно представить информацию в подобном виде, необходим развитый навык визуально-пространственного мышления. Тренируется он путем упражнений, напоминающих геометрию и графический дизайн.
6 уровень: анализ текстовой информации
Последний уровень развития мышления, которое может быть натренировано и которое поможет любому ученику понимать структуры заданий - это умение воспринимать текстовую информацию, видеть взаимосвязи и приводить абстрактную информацию в определенный порядок. Часто под этим способом подразумевают моделирование задачи, но высший пилотаж - это когда ребенок может сам составить задачу по известной модели без подсказок.
Мы перечислили несколько уровней развития мышления с применением математики с необычным подходом. Данная методика позволяет поддерживать интерес ребенка к изучению чего-то нового и добиваться новых результатов.

Указанная методика является фундаментальной ступенью к развитию навыков 21 века, которая развивает не только математическое мышление ребенка и в общем интеллект, но также и социальные навыки, необходимые ему для самоопределения в будущем.
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.